Советы логопеда

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №15

"Теремок"

 Пермский край г. Краснокамск.

Советы логопеда

 

 

Для вас родители!

Игры для развития речи дошкольников.

 

Материал подготовила

 учитель – логопед Шестакова Елена Евгеньевна.

МБДОУ «Детский сад №15» г. Краснокамск.

 

Игры на развитие фонематического слуха.

      Фонематический слух - слух на звуки речи - связан со звуковой функцией, а следовательно, надо начинать с развития слухового внимания и слуховой памяти. Предлагаем вам следующие задания.

 

    1. Узнавание и различение неречевых звуков.

Предложите ребенку послушать звуки окружающего мира. Затем задайте ему вопросы:

 Что шумит? (Деревья)

Что гудит? (Сирена)

 Кто кричит? (Мальчик)

Что шуршит? (Листья)

Кто каркает? (Ворона)

Кто пищит? (Мышонок)

Кто лает? (Собака)

Звуки ,которые он слышит дома, в квартире – шум воды в трубах, бульканье воды в чайнике, скрип двери, и т.д. – отличаются от других шумов, внешних, которые совершенно другие…Умеет ли ваш ребенок их дифференцировать? Обращает ли вообще на них внимание? Если нет. Привлеките его внимание к ним, увлеките его угадыванием.

2. Поиграйте со звучащими игрушками.

·        Приготовьте несколько звучащих игрушек. В ответ на определенное звучание ребенок должен производить определенные действия, например, когда играет гармошка – хлопать в ладоши. при звуках бубна -  топать и т.д. Эта игра очень полезна, так как, помимо слухового внимания, она развивает наблюдательность, внимательность, моторику, координирует движения.

·        Поставьте перед ребенком несколько различных предметов: погремушку, коробочку со скрепками, банку с горохом, гречкой, манкой. Погремите этими предметами. Далее попросите его отвернуться и вновь погремите предметами. Малыш должен определить, какой предмет издает звук.

3. Узнавание и различение слов, близких по звуковому составу.

·        Вы называете предмет, изображенный на картинке(например, сумка). Ребенок должен поднять руку только в том случае, когда слышит в цепочке слов(сумка – чумка – думка – шумка – сумка)названное вами слово.

·        Вы называете предмет, изображенный на картинке: батон. Ребенок должен поднять руку, только когда в цепочке слов (батон – баллон – катон – падон – батон) этот предмет называется неправильно.

 Для подобных игр можно использовать карточки лото.

4. Различение и дифференциация слогов.

·        Вы произносите цепочку слогов и предлагаете ребенку назвать лишний:

Ба- ба –та

Ла – га – ла

Па – ра – па

Ту – ру – ту

Со – со – но

Ко – ко –бо –ко

Ва – ва –фа – ва

Шу – шу – ху – шу и т.д.

·        Попросите ребенка подобрать рифму к цепочке слогов. Обязательно приведите пример: ра – ра - нора, та-та- плита:

Да –да -…; ба – ба -…; са –са -…; ты –ты -…; ши- ши-… и т.п.

·        Вы называете ребенку пары слогов. Если слоги в паре повторяются, ребенок должен поднять красный карандаш, если не повторяются –синий:

Ра - ра, то – то, ну – му, со - со, па – пи, во - до, мы - мы, ги - ки, ру - ру, до - бо, за – са, и т.д.

 

Игры на развитие фонематического (звукового) анализа.

(Рекомендуется использовать картинки)

·        Какое слово самое короткое, а какое самое длинное?

Вы называете слова, малыш должен назвать самое короткое слово, а затем самое длинное:

Жук – машина – экскаватор

Полотенце – дом – ручка

Краб – компьютер – ложка

 Шапка – флаг – корова

·        Вы произносите слова, а ребенок должен определить первый гласный звук в слове: Астра, Удочка, Иглы, Окна. Арка, Азбука, Облако, Утка.

·        Ребенок должен называть предмет, изображенный на картинке, выделяя голосом последний звук: коТ, ноС, камыШ, жуК, плоТ, ананаС, луК, мыШь.

·        Предложите ребенку составить слово из заданных звуков. Для этого медленно произносите каждый звук:

Д, о, м                    р, у, к, а

Л, у, к                     л, и, с, а

М, и, р                   б, у, с, ы

·        Кто больше придумает слов.

Взрослый задает определенный звук (например С), а ребенок должен придумать как можно больше слов на заданный звук. (Собака, самокат, насос, посуда, и т.д.)

Можно усложнить задачу, определяя положение заданного звука в слове (в начале, середине, конце).

·        Кто поедет на машине?

Перед ребенком лежит набор игрушек, взрослый предлагает прокатить на машине только те игрушки, в которых слышится заданный звук.

 

Игры на развитие и обогащение словарного запаса ребенка.

Словарь – это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку, существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме.

Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.

 

·        «Нежные слова».

Вся семья встает в круг. Одному участнику дают мяч, и он говорит ведущему или маме любое ласковое и нежное слово и передает мяч следующему участнику. Тот участник, который не смог  назвать слово, выбывает из игры.

(В эту игру можно играть на семейном празднике).

·        Чей? Чья? Чье? Чьи? – правильное употребление притяжательных прилагательных.

Для наглядности можно показывать ребенку картинки с изображением животных или соответствующие игрушки. Например, поставьте игрушечную белку и спросите у ребенка: «Чьи это глазки?».Ребенок должен ответить: «Беличьи». «Чей это хвостик?» - «Беличий». «Чья это лапка?» - «Беличья». «Чье это ушко?» - «Беличье».

Затем можно усложнить игру, задавая вопрос без примера на картинке и спрашивая про разных зверей.

·        Что бывает?

Играя с ребенком в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что дает возможность различать вещи по форме, цвету, размеру и т.п.

Например, можете задать такие вопросы:

1)что бывает красным? (клубника, арбуз, кирпич, крыша);

2)что бывает глубоким? (тарелка, озеро, речка, колодец);

3)что бывает колючим? (кактус, ежик, роза, елка);

4)что бывает душистым? (духи, мыло, цветок, шампунь); и т.д.

·        Сделай наоборот. (расширение словаря антонимов)

Взрослый демонстрирует какое – либо действие ( сел, опустил руки, поднял левую руку, выгрузил кубики из кузова машинки и т.д.)

Взрослый объясняет суть игры: «Я показываю действие. Вам нужно ответить на вопрос: «Что я сделал?», назвать слово-«неприятель» и показать действие «наоборот» (сел- встал).

·        Угадай картинку. (научиться задавать вопросы, выработать сообразительность)

Сядьте с ребенком друг напротив друга. Положите перед малышом картинки изображениями вниз и скажите, чтобы он перевернул и выбрал понравившуюся ему. После того, как малыш сделал свой выбор, начинайте задавать вопросы о признаках того, что изображено на картинке, например: «изображено живое или неживое?», «большое или маленькое?», «какого цвета?» и т.д. после того, как вы отгадаете, поменяйтесь с ребенком местами, теперь ребенок будет задавать вопросы к выбранной вами картинке.

 

Игры для развития связной речи.

Ничто так не развивает речь ребенка, как составление рассказов по картинке. С помощью таких занятий у ребенка развивается логическое и абстрактное мышление - ведь картинки нужно расставить по порядку, т.е. провести огромную мыслительную работу. Затем нужно описать, то что нарисовано, чтобы получился рассказ. Таким образом в процессе занятий вы сможете обратить внимание на лексикон ребенка, на умение создавать логическую цепочку, на грамотность и красоту его речи.

 Инструкция: взрослый дает ребенку все карточки и говорит: “Рассмотри внимательно эти картинки и разложи их по порядку так, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Для этого нужно понять, что было сначала (эта картинка станет первой), что было потом и чем вся эта история закончилась (это покажет последняя картинка в ряду). Будь очень внимателен к деталям рисунка, они подсказывают правильное решение”.

Если ребенок составил очень скудный рассказ, скажите ему следующее: "А теперь я составлю рассказ по этим картинкам" и составьте яркий и интересный рассказ, чтобы ребенок смог увидеть, как может отличаться текст по одним и тем же картинкам. При этом обязательно употребляйте описания предметов или героев, это поможет ему увеличить свой словарный запас.

Предлагаем вам некоторые серии сюжетных картинок:

 

  

  

 

Дата последнего обновления страницы 20.07.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»