Группа " Солнышко"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №15

"Теремок"

 Пермский край г. Краснокамск.

Группа " Солнышко"

 

 "Как хорошо, что есть семья"
"Неделя добра"
"Будем в армии служить"
Широкая масленица 2018
 "Читаем вместе с детьми"
Консультация для родителей "Идем в музей"
"Маленькие поварята"
- Участие педагогов ДОУ во Всероссийском форуме (с международным участием) «Открытий мир: Объединяем усилия»
 "Урок вежливости"
"Во саду ли во городе"
Дорога и дети
Консультация для родителей    «Как научить ребенка играть в шашки»
 Песок и дети
 Урок логопеда
                    Подготовила
                                 Уч. логопед Шибанова Е.А.
    В г. Краснокамске 4 мая прошел районный этап краевого конкурса «Зеленая планета», в котором приняли участие дети из разных детских садов в возрасте с 3 до 7 лет. Дети, участники конкурса, исполняли стихотворение на тему экологии, рисовали картины к тексту стихотворения,обязательно сопровождали чтение стихотворения этим рисунком. Дети из нашего детского сада тоже приняли участие в этом конкурсе, заняли призовые места и вышли в финал, который состоится в г. Пермь 19 мая. Пожелаем им удачи. Итоги районного этапа краевого конкурса чтецов «Зелёная планета» в г. Краснокамске Май 2017г.

Помогаем детям с тяжелыми нарушениями речи

     Во взаимодействии с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи самым эффективным приемом является игровой. Развертывая свою деятельность в контексте игры и в ее русле, можно добиться значительно более высоких результатов.

Дифференциация звуков на слух

(ребенок выполняет действие молча)

1. Подними нужный символ (например, флажок; квадрат, определенного цвета). Взрослый произносит звуки, слоги или слова, в которых определенный звук находится в разных положениях. Найдите звук И: а, о, у, и, о. у, и. Ребенок должен поднять флажок, когда услышит звук И. Найдите звук И в слогах: по, на, ми, ап, уп, ик. Найдите звук И в словах: мак, нос, игла, ток, бак, ива и т.д.

2. Сделайте соответствующие движения на заданный звук.

      Логопед и ребенок определяют символы, адекватные тому или иному звуку. Например звук  И- улыбка, У- паровоз, О- у девочки болит ухо и т.д. Далее – при предъявлении различных слов логопедом – ребенок должен показать определенное движение в случае, если в слове есть тот или иной звук.

3. Превратись в заданный звук.

Логопед (родитель) и ребенок определяют  позы-символы, адекватные тому или иному звуку, например звук о- олень, т- топор, и т.д. Далее – при произнесении различных слов логопедом – ребенок должен изобразить соответствующий символ в случае, если в слове  есть тот или иной звук.

4. Определи место звука в слове. Логопед оговаривает какой звук мы должны найти( в начале слова, в середине, в конце) Например, звук О : окна, пальто, гном, кот, ослик и т.д.

Дифференциация звуков в произношении

1.Узнай звук по артикуляции.

Логопед показывает артикуляцию того или иного звука. (Молча –А, рот широко открыт. И- губы в улыбке и т.д.) Ребенок должен назвать его.

2. Выбери среди многих.

Логопед называет слоги, слова, в которых присутствуют (или нет) определенный звук. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если звук находится в этом слове, слоге. Можно также выбирать из нескольких картинок, изображающих предметы, ту, в названии которой есть нужный звук.

3. Правильно- неправильно (преднамеренные ошибки логопеда). Тут открывается большой простор для творчества: можно, например, показывать на то или иное слово, звук, символ (неправильные) или прохлопать на правильное звучание и т.д. ( сыска, шишка, фыфка, хыхка)

4. Звукоподражание, стихи – потешки (ребенок считает, сколько раз прозвучал заданный звук). В процессе произношения речевого материала ребенок отхлопывает, отстукивает, встает, садится и т.д. тогда, когда услышит нужный (оговоренный) звук.

Дифференциация в слогах

1.Повтори за мной цепочку слогов: па-та-на, ба-ба-па, ва-фа-ва.

2. Узнай символы, проговори слог с гласным звуком.

Например, при предъявлении символа «НАСОС», ребенок знает, что он обозначает звук С

«ШИНА пропускает воздух» - звук Ш, «ТИГР»- звук Р, «САМОЛЕТ»-звук Л, узнав картинку , проговаривает согласный, к нему добавляет гласный: са-со-су, ша-шу-шо, ра-ры-ри, лу-лы-ло.

3. Сколько раз услышишь  - хлопни, столько раз произнеси заданный слог

( два раза –ва, три раза - ба)

4. Хлопни столько раз, сколько я произнесу слогов, повтори их.

5. Добавь слог в конце слова.

Логопед называет слог, а ребенок добавляет – из оговоренных- нужный, по его мнению, слог (например, ко-жа, ко-за). Можно пользоваться символами для предъявления первого слога логопедом.

Дифференциация в словах

1.Придумай слово на заданный звук.

А-аист, айболит, астра, арбуз и т.д.

О- облако, ослик, овощи, окна и т.д.

И- игрушки, ива, Ира, Игорь, индюк и т.д. 

2.Составь цепочку.

По заданию логопеда ребенок выкладывает предметные картинки, названия которых начинаются на определенные звуки, например закрепляем звук Ш или Ж. Выкладываем    в круговую, горизонтальную или другую схему. Затем «шагает» по картинкам, называя изображенные на них предметы. 

3. Найди четвертый лишний.

Взрослый раскладывает несколько карточек с изображением предметов – ребенок называет их, а затем определяет, какое слово лишнее (в нем нет названного взрослым звука или слога)

4. Игра в лото.

Взрослый дает инструкцию: разложить в две-три стопки предметные карточки, в названии которых есть звук, например Ш, определить где он находится (в начале, середине, конце). Побеждает тот, кто больше набрал карточек.

«ЕЛОЧКА»

В эту дидактическую игру можно включить практически все темы, которые осваиваются

 детьми в детском саду. Этой игрой можно начать учебный год и ею же закончить.

Можно обсудить, почему елочка сначала была в снегу, потом стала оттаивать, а еще позже распушила ветки и стала излучать приятный аромат.

            Представив елочку в виде плоской фигуры, можно обсудить, где находятся ее правая - левая стороны, если стать на ее место, но мы смотрим на нее и видим где наша правая рука, назовем право с этой стороны и соответственно, где левая рука, там и левая сторона у елочки.

            Можно украшать ее игрушками, гирляндами бус  и лампочек. Это дает большой простор для развития не только пространственной ориентации и цветовой дифференциации (различения), но и всего комплекса понятий, составляющих речь.

            Логическое несоответствие

Что можно и что нельзя повесить на елку? Какого размера украшения вешают на елку?

Дифференциация звуков

Например, свистящих-шипящих, звонких-глухих, мягких- твердых при развешивании украшений на елке. При этом развивается ориентация в пространстве (право-лево,

вверх - низ и т.д.)

            Выделение звуков в слоге, слове

В начале,  середине,  конце, например,  гласных и согласных, звонких и глухих и т.д. при развешивании  украшений («А какие украшения с данным звуком висят справа?  Внизу?)

            Части речи

Что или кто висит на елке? Какой предмет висит на елке? Что делает предмет на елке?  

            Классификация предметов

Ориентируясь на предметы на елке, можно обсуждать такие вопросы, как «Что съедобно и несъедобно?  Летает или не летает?  Живое- неживое? И т.д.

            Обобщающие понятия

Это воздушный или наземный транспорт? Это дикое или домашнее животное?  Это дерево или кустарник? И т.д.

            Формирование счетных навыков

Сколько всего игрушек висит на елке?  Сколько справа? Сколько слева? Где и чего больше?

 Названы далеко не все понятия, категории и темы, которые осваиваются детьми в логопедической группе. Подобную коррекционно-образовательную деятельность через игру  предлагаем   осуществлять  родителям   общаясь со своими детьми.

                                                                                                    Подготовила материал

                                                                                                    учитель –логопед:

        Шибанова Елена Александровна

Пальчиковые игры в работе с детьми задержкой психологического развития

 

 «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Пальчиковые игры хорошо использовать в  работе с детьми, страдающими ЗПР. Они направлены на: развитие мелкой моторики пальцев рук, снятие утомление у ребенка, обеспечение активного отдыха и повышение умственной работоспособности, развитие мышления, активизацию словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире, развитие речи. Ежедневное использование пальчиковых игр, развивает мелкую моторику рук детей. Дети лучше будут подготовлены к школе, движение их рук более уверенные, школьные задания не столь утомительными.

Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии ребёнка.

Благодаря такому театральному реквизиту, как пальчиковые куклы или куклы-перчатки можно не только устроить кукольный спектакль с участием ребёнка, но и отлично потренировать пальчики.

Пальчиковые игры и упражнения дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение.

Пальчиковая игра «Снежок»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят» меня положение ладоней.)

Круглый крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)

Раз подбросим. (Смотрят вверх подбрасывая воображаемый снежок)

Два поймаем. (ловят)

Три уроним (Роняют воображаемый снежок.)

И сломаем. (Топают ногой.)

 

 Пальчиковая игра «ПЕКАРЬ»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Бублик, (большой и указательный пальцы образуют круг,

Баранку, (большой и средний пальцы образуют круг,

Батон (большой и безымянный)

И буханку (большой и мизинец)

Пекарь из теста (имитация лепки хлеба)

Испек спозаранку.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения:

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательно, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу»

«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены в низ.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений.

На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Детей обучают следующим приёмам самомассажа:

• Поглаживание

• Растирание

• Разминание

• Выжимание

• Активные и пассивные движения

 Кроме пальчиковых упражнений, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания, выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и т. д.

Полезно упражнять руку ребёнка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсорики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности.

Также кисти рук приобретают хорошую подвижность и гибкость при работе с пластилином, тестом, счетными палочками, конструктором, ножницами, мозаикой.

Помимо использования специальных упражнений для рук очень важно приучать ребёнка к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и общей моторной умелости и ловкости. Это может быть быстрое и точное расстёгивание и застёгивание пуговиц, зашнуровывание и расшнуровывание ботинок, перебирание крупы, нанизывание бусинок и т. п.

Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая  оказывает благоприятное влияние на развитие речи  и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

 Уважаемые родители! Занимаясь с ребёнком, не забудьте создать положительную эмоциональную обстановку. Тогда выполняя задание, ребёнок не только сможет развивать свои моторные, речевые и интеллектуальные способности, но и интересно и с пользой для себя провести время, общаясь с родителями!

Статью подготовила воспитатель Гребенникова Татьяна Михайловна 

 
 

 

 

 

 



Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 17.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»